Минэкономразвития доработало проект методики оценки инфраструктурных проектов

Минэкономразвития России доработало проект методики оценки социально-экономического эффекта от реализации инфраструктурных проектов с господдержкой. Соответствующий проект постановления правительства вчера был разослан профильным ведомствам, сообщает «Ъ».

Методика предполагает оценку инфраструктурных проектов с точки зрения их социально-экономической и бюджетной эффективности — прироста ВВП в результате их реализации и прямых поступлений в бюджет. Проект ориентирован на транспорт, но предполагается его распространение и на другие отрасли.

Как пояснил собеседник «Ъ», близкий к Минэкономики, документ дополняет методику ранжирования инфраструктурных инвестпроектов, разработанную Аналитическим центром при Правительстве РФ (АЦ): проекты, отобранные в соответствии с последней, будут оценены с точки зрения социально-экономической эффективности еще и по критериям Минэкономики. Задача методики — отфильтровать проекты так, чтобы наиболее эффективные реализовывались в приоритетном порядке, в частности, речь идет о более чем 600 проектов.

Как стало известно, с момента публикации Минэкономики первой версии многие параметры претерпели изменения – теперь в документе учтены и отрицательные ожидаемые эффекты. В частности, речь идет о господдержке, заложенной в проект: такие механизмы, как налоговые льготы, минимальная гарантированная доходность, госгарантии и т. п., представляют собой отрицательные эффекты и противопоставляются позитивному воздействию на ВВП. Также Минэкономики вынесло за пределы методики те эффекты, которые можно расценивать как двойные: например, если при увеличении транспортной доступности происходит приток рабочей силы в некий регион, то учитывается и то, что другой регион ее при этом теряет.

Отмечается, что методика министерства характеризуется крайне узким перечнем исходных данных, используемых для оценки – это данные Минэкономики, Росстата, МВД и Банка России. «Мы используем данные, в которых уверены, — рассказал источник «Ъ». — Для нас важна счетность параметров, достоверность и актуальность данных». Минэкономики сознательно отказывается от использования, например, региональных данных, пояснил он. Параллельно министерство разрабатывает счетный механизм, который позволит обсчитывать данные, поданные заявителем в виде формуляра, для заполнения которого ему не нужно будет обращаться к сторонним источникам, уточняется в публикации.

По данным «Ъ», пока к конкретным проектам методика не применялась. В дальнейшем, при согласии других ведомств, предполагается провести ее тестовое апробирование на конкретных проектах. Очевидно, ключевым объектом приложения методики будут проекты для Инфраструктурного фонда в 3,5 трлн руб.

Напомним, что АЦ ранее предлагал включить в комплексный план развития магистральной инфраструктуры проекты двух видов: проекты развития, которые вносят прямой вклад в достижение целей майского указа и приводят к существенным изменениям транспортной доступности, и проекты жизнеобеспечения – если их не реализовать работающие объекты придется закрывать или консервировать. Для отбора проектов предусмотрена двухэтапная процедура. Первый — экспресс-оценка соответствия проекта целям указа и степени его проработанности. Если проект набрал больше половины от максимально возможного количества баллов, он переходит во второй этап отбора. Есть и группа проектов, которые переходят на второй этап автоматически, — это проекты жизнеобеспечения стоимостью менее 1,5 млрд руб. и те, что не требуют вложений федерального бюджета. Впрочем, в рамках второго этапа могут быть проанализированы проекты, по которым в ходе отбора поступила уточненная информация. По итогам предлагается сформировать группы проектов, выделенные по соотношению индекса экономического эффекта и величины требуемой господдержки. Возможности привлечения в проекты внебюджетных средств будут оцениваться Российским фондом прямых инвестиций и Внешэкономбанком.

Источник: www.pppi.ru