21 марта 2018

Минэкономразвития разработало поправки по исполнению положений «дорожной карты» инфраструктурной ипотеки

Минэкономразвития России разработало законопроект о внесении изменений в 115-ФЗ и 224-ФЗ, направленный на совершенствование механизмов ГЧП. Соответствующий документ подготовлен с целью выполнения одного из 16 мероприятий «дорожной карты» по развитию инструментария ГЧП, утвержденной в начале марта. Общественное обсуждение предложений ведомства продлится до 27 марта текущего года.

Проектом предлагается определить Минэкономразвития России в качестве «ключевого» регулятора сферы ГЧП, наделив его полномочием по выработке госполитики и даче разъяснений по вопросам применения концессионного законодательства (обязательных, однако, только для органов государственной и местной власти). Согласно тексту документа, планируется оптимизировать существующие сегодня механизмы финансирования проекта публичной стороной, отдельно выделив капитальный грант, плату концедента, и дать их определение. При этом отдельно обозначается, что в концессионных проектах может быть предусмотрена минимальная гарантия доходности проекта, которая будет выплачиваться в составе платы концедента.

Положения 115-ФЗ и 224-ФЗ дополняются указанием на возможность проведения (параллельно с конкурсом по отбору инвестора) процедуры отбора кредиторов для «определения конкурентных условий финансирования» проекта и последующего заключения прямого соглашения. Ряд положений законопроекта затрагивают вопросы проведения совместного конкурса несколькими публичными образованиями – предлагается установить возможность заключения одного соглашения по итогам такого конкурса с несколькими публичными партнерами или концедентами, а также изменить порядок его проведения. Помимо этого, в целях расширения практики подачи частных концессионных инициатив законопроектом предлагается ввести возможность компенсации частному инициатору расходов, понесенных им при разработке предложения, в случае если соглашение заключено с иным лицом. Эта мера может быть изначально предусмотрена в конкурсной документации. Для формирования практики вовлечения выгодоприобретателей проекта в его реализацию предлагается отдельно обозначить в законодательстве возможность заключения сторонами гражданско-правовых договоров с третьими лицами для исполнения обязательств по концессионному соглашению или соглашению о ГЧП. Кроме того, в 115-ФЗ и 224-ФЗ планируется закрепить перечень возможных требований к предквалификации участника конкурса, а именно требования к наличию финансов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения соглашения, опыта работы, связанного с предметом соглашения, необходимого количества специалистов и пр.

Помимо этого, законопроект детализирует ряд полномочий органов государственной и местной власти в сфере ГЧП. В частности, планируется предоставить Правительству РФ, региональным правительствам полномочие по принятию порядков рассмотрения публично-правовыми образованиями предложений о реализации проекта, поступивших в рамках частной инициативы.

Законопроектом предлагается решить целый комплекс острых и давно обсуждаемых проблем, а также внедрить довольно новаторские процедуры для рынка ГЧП (например, отбор кредиторов по проекту). Объективные процессы развития сферы привели к необходимости «донастройки» существующих механизмов, и проектом эти вопросы решаются

Максим Ткаченко

Исполнительный директор Национального Центра ГЧП

Вместе с тем, не все подходы, предложенные авторами документа, могут быть поддержаны, полагает Исполнительный директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко. Так, по мнению эксперта, положения законопроекта не решают полностью вопрос возможности 100% финансирования проекта публичной стороной и не в полной мере устраняют противоречия применения механизмов гарантии доходности. Платеж МГД целесообразнее рассматривать и как возможную переменную часть платы концедента, и как самостоятельный условный платеж публичной стороны (предоставив сторонам право выбора способа структурирования такой платы). Введение конкурсного отбора кредиторов является преждевременным с учетом уровня развития рынка ГЧП в России, осуществление этой процедуры параллельно с отбором инвестора по проекту тем более затруднит ее реализацию, считает Максим Ткаченко.

Источник: www.pppi.ru

Подписаться на рассылку дайджеста мероприятий и новостей агентства